Определение климатических характеристик района, в котором планируется подвес волоконно-оптического кабеля (ВОК), является одним из важнейших этапов в проектировании и расчете волоконно-оптических линий передачи (ВОЛС). Это объясняется тем, что в зависимости от нагрузок, определяемых внешней средой, может меняться поведение проектируемого кабеля в процессе эксплуатации.
Наибольшее влияние на подвешиваемый оптический кабель оказывают следующие климатические условия:
Далее рассмотрим каждый пункт подробно.
В зависимости от того, насколько агрессивна окружающая среда, стрела провеса кабеля изменяется во времени. В случае с гололедной нагрузкой, значение стрелы провеса ВОК в зимнее время прямо пропорционально количеству намерзшего на нем льда. Для определения максимального значения толщины стенки гололеда прибегают к следующим способам.
В этом случае толщина стенки гололеда определяется в соответствии с зонами, отмеченными на карте районирования по гололеду. Это удобно. В том числе тем, что можно всегда доказать свою точку зрения. С ПУЭ спорить сложно. Однако ввиду того, что карта достаточно масштабная, точность оставляет желать лучшего. Для сложных участков (например, переходы рек, большие пролеты и т.д.) зачастую необходимо использовать следующий способ.
Хоть этот путь достаточно точен, но он не бесплатен. Зачастую гидрометеослужбы просят некоторую сумму за предоставленные сведения. Важно помнить, что информацию нужно запрашивать в соответствии с рекомендациями ПУЭ. То есть понадобятся максимально тяжелые условия за период 25 лет.
В процессе выполнения запроса необходимо направить официальное письмо с наиболее точным описанием требований. Так как зачастую в метеослужбах работают люди не сведущие в вопросе проектирования линий энергетики и связи, то толщина стенки гололеда в этом запросе должна фигурировать как «толщина нормативной стенки гололедно-изморозевых отложений возможная 1 раз в 25 лет».
Этот способ самый простой. В процессе проектирования ВОЛС по опорам ЛЭП необходимо запрашивать паспорта используемых ВЛ. В этом случае в руки к проектировщику попадают не только наименования пересечений и марки опор. Кроме этого в паспортах зачастую указываются климатические характеристики . Однако, как говориться, нет пророка в своем отечестве. Опыт подсказывает, что климатические характеристики, полученные таким образом, могут серьезно отличаться от действительных.
На скорости ветра дополнительно останавливаться не имеет смысла. Дело в том, что для определения ее значения нужно выбрать один из перечисленных в отношении гололеда способов. Стоит отметить, что пренебрегать ветром нельзя в любом случае. Это показатель, определяющий нагрузки на кабель и конструкции опор ВЛ даже в большей степени, чем гололедно-изморозевые отложения.
В целях избежать ошибок в дальнейших расчетах рекомендуем пользоваться первыми двумя способами. Доверять жизнеспособность линии человеку, заполнявшему паспорт ВЛ, наверняка, не стоит.
Здесь также существует три общепринятых способа получения значений колебания температуры. Точность их рознится достаточно сильно и в результате стоит выбрать тот, который подходит в конкретном случае.
Результат в этом случае не отличается точностью. Можно попасть в 100% проверенные данные, но, если паспорт составлял человек, старающийся сделать работу быстро и не стремящийся к качеству, позже могут возникнуть проблемы. При использовании этого способа нужно проверить данные из нескольких паспортов рядом расположенных ВЛ. Это снизит погрешность и повысит доверие к результатам.
Тут все мало отличается от запроса характеристик гололеда. Однако стоит отметить, что в этом случае нужно запрашивать в службе сразу все необходимые характеристики. Это будет дешевле и точнее, к тому же всегда можно будет указать на официальное письмо.
Спорный способ. На сайтах городов и населенных пунктов России можно достать достаточно точные данные (чаще всего они и взяты у метеорологов), но такие ресурсы есть не у всех городов. Что уж говорить о том, чтобы найти характеристики климата удаленного на 150 км от города участка. Этим способом можно пользоваться только тогда, когда проводится проектирование городской ВОЛС или нет возможности получить результаты с помощью других методов.
Рассмотренные способы — это лишь рекомендации. Как получить необходимую информацию, все же решать проектировщику. Если у Вас есть дополнительные предложения по определению климатических характеристик района, мы просим Вас поделиться своими рекомендациями в комментариях или сообщить Администрации сайта.