Телефон: +7-924-63-93-850

Отчет по изысканиям ВОЛС на ВЛ: основные требования

Как должны выполняться изыскания для получения качественного проекта

Основными факторами, влияющими на точность и полноту проектной документации, являются качество проведенных изыскательских работ и достоверность выполненных по ним отчетам. Даже самый простой объект сложно сдать без замечаний, если изначально в процессе изысканий были упущены важные детали.

Для повышения качества получаемых исходных данных было решено выпустить ряд публикаций на тему изысканий и формирования отчетов по ним.

Что должны содержать материалы по изысканиям

Для начала давайте определим, что должны содержать материалы по изысканиям для стандартной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), соединяющей несколько узлов связи. Материалы изысканий в этом случае можно разделить на 2 группы: изыскания по линейной части (трассе) ВОЛС и изыскания на узлах связи.

Изыскания по линейной части (трассе) ВОЛС

Для начала проектных работ проектировщикам нужно полное понимание расположения трассы и ее основных характеристик. Поэтому в состав отчета по линейным изысканиям должны входить:

  1. Паспорта ВЛ, полученные у собственника;
  2. GPS координаты всех опор на проектируемой трассе ВОЛС;
  3. Качественные фотографии опор;
  4. Фотографии мест пересечений, замеры габаритов в этих местах;
  5. Замеры диаметра стоек опор.

Теперь остановимся подробно на каждом пункте.

Паспорта ВЛ

Паспорта ВЛ нужно получить в службе линий организации, которой принадлежит используемая в проекте линия электропередачи.

Для получения паспорта чаще всего необходимо предварительно сделать запрос технических условий (ТУ) у собственника ВЛ. Запрос ТУ производится до начала изыскательских работ на местности, это позволяет сократить время командировки и общие расходы на изыскания.

В паспорте ВЛ обязательно должны быть указаны:

  1. собственник и эксплуатирующая организация линии;
  2. годы постройки ВЛ и ее ввода в эксплуатацию;
  3. протяженность ЛЭП;
  4. марки опор на ВЛ;
  5. марка провода;
  6. марка грозозащитного троса;
  7. район климатических условий.

Паспорт требуется для того, чтобы проектная организация ознакомилась с ВЛ и приняла к сведению основные данные для дальнейших расчетов и чертежей.

GPS координаты опор

Требуется координирование всех опор. Особенно это актуально для ВЛ напряжением менее 35 кВ. Дело в том, что опоры ЛЭП напряжением выше 35 кВ конструктивно достаточно велики, чтобы их расположение можно было определить по спутниковым снимкам. Опоры ВЛ-10кВ часто не видны на снимках или их можно перепутать с опорами других ВЛ ввиду большей плотности их расположения.

О том, как координировать трассу ВОЛС в специализированных программах, мы подробно писали в статьях:

  1. Координирование трассы в программе «Google Планета Земля»;
  2. Работа с GPS координатами в программе «Sas Планета».

Ознакомьтесь с ними, это повысит качество Вашей работы и упростит ее в перспективе.

Качественные фотографии опор

Без качественных фотографий опор ВЛ о точности проектной документации можно только мечтать, так как зачастую данные, представленные в паспорте линии, отличаются от действительности. К примеру, могут быть указаны неверные марки опор или не указано, какие опоры являются транспозиционными или модифицированными.

Для ВЛ напряжением менее 35 кВ необходим следующий состав фотографий для каждой опоры:

  1. общая фотография опоры (опора сфотографирована полностью и максимально крупно);
  2. фотография опоры в контексте ВЛ (на фото видна фотографируемая опора и следующая за ней);
  3. фотография оголовника опоры или другого места закрепления фазных проводов.

Для ВЛ напряжением более 35 кВ необходим следующий состав фотографий для каждой опоры:

  1. общая фотография опоры (опора сфотографирована полностью и максимально крупно);
  2. фотография опоры в контексте ВЛ (на фото видна фотографируемая опора и следующая за ней);
  3. качественная фотография предполагаемого места крепления оптического кабеля (для анкерных опор это тело опоры, для промежуточных, в основном, — траверса);
  4. фотография уголка траверсы опоры для уточнения того, как он развернут («L» или «Г»).

Если в изысканиях есть такие фотографии, то по ним легко можно восстановить характеристики трассы и установленных на ней опор ВЛ.

Фотографии пересечений и замеры габаритных расстояний

Все основные пересечения должны быть задокументированы и сфотографированы, чтобы после возвращения изыскателя проектировщикам не пришлось ничего придумывать. Это исключит возможность ошибки в проектировании воздушного перехода.

Фотографии пересечений должны быть сделаны с различных ракурсов. Их должно быть не менее 4 штук, чтобы рассмотреть пересечение «в объеме».

Если есть техническая возможность, нужно замерить минимальное расстояние от пересекаемого объекта до существующих фазных проводов. Это позволит обеспечить необходимое габаритное расстояние для проектируемой ВОЛС.

Замеры диаметра стоек опор

Такие измерения нужны, чтобы правильно подобрать натяжные и поддерживающие хомуты для бетонных опор круглого сечения. Измерения несложные, занимают совсем немного времени.

Для того, чтобы получить диаметр опоры на высоте 1 метр от уровня земли, нужно измерить длину окружности ее сечения на этой высоте. С этим поможет измерительная рулетка, портняжный метр или простая нитка. Нужно просто опоясать опору по окружности и замерить результат. Диаметр опоры можно найти из формулы:

D = L/Pi,

где D — диаметр опоры в месте измерения (мм), L — измеренная длина окружности (мм), Pi — число пи (3,14).

Для примера: если измеренная длина окружности составил 1570 мм, то диаметр опоры будет равен D = 1570/3.14 = 500 мм.

Такие замеры не нужно делать на всех опорах. Достаточно измерить по одной опоре каждой марки.

Конечно, эту информацию можно получить из типовых проектов опор или из паспорта линии (определив используемые стойки СК). Однако нужно помнить, что далеко не все линии на территории России являются типовыми. Часто для строительства используются стойки, не оговоренные в типовых проектов для указанной марки опор, или стойки закапывают глубже. Возможны различные варианты отклонения от типовых решений. Такой замер, не занимающий много времени, позволяет исключить подобные ошибки.

Изыскания на узлах связи

Помимо информации о характерных точках трассы проектируемой ВОЛС, для успешного проектирования необходимы данные о конечных точках линейного объекта. К таким точкам можно отнести:

  1. контейнеры связи;
  2. АТС;
  3. комнаты связи на подстанциях (ПС);
  4. оптические кроссы, устанавливаемые автономно (не в комнате связи).

Фактически, оконечными точками линейного объекта ВОЛС будет являться оптический кросс, монтируемый на территории заинтересованной организации.

Для того, чтобы обеспечить максимальную информативность отчета по изысканиям, в него следует включить следующую информацию по узлам связи:

  1. GPS координаты объекта;
  2. схема объекта (план подстанции, схема контейнера связи и так далее) с нанесенной на нее трассой прокладки проектируемого кабеля;
  3. особые требования собственника объекта (например, требования к особенностям крепежа и защиты кабеля);
  4. фото и видеосъемка обследования узла связи и трассы прокладки ВОК на объекте.
  5. подробная фотосъемка места установки оптического кросса.

Остановимся подробнее на каждом из пунктов.

GPS координаты узла связи

Здесь достаточно предоставить GPS координаты объекта, чтобы проектировщик мог достоверно определить его расположение относительно остальной трассы по спутниковым снимкам. О том, как координировать объекты в специальных программах, мы писали в некоторых прошлых публикациях.

Схема объекта

Схема объекта является основой для дальнейшей работы по вводу ВОК на указанный узел связи. Без подробного представления объекта невозможно получить подробную схему прокладки волоконно-оптического кабеля в разрабатываемом проекте.

Здесь нужно уточнить, что при прокладке ВОЛС по территории большого энергообъекта обязательно стоит указывать трассу монтажа кабеля как на территории всего объекта, так и в комнате, в которую нужно вводить ВОК.

Особые требования собственника

Собственник энергообъекта или эксплуатирующая организация могут в устном порядке или официально изложить изыскателю требования по прокладке оптического кабеля по их территории. Эти требования в полной мере должны ббыть отображены в отчете по изысканиям. Иначе есть вероятность того, что при разработке проектной документации они не будут учтены в чертежах.

Фото и видеосъемка обследования

Обойтись одними чертежами и схемами часто бывает достаточно сложно. Если не будет сделано ни одной фотографии трассы проектируемой ВОЛС, в проекте, наверняка, появятся ошибки.

Именно поэтому вся трасса прокладки кабеля на территории энергообъекта должна быть зафиксирована на фото- и видеокамеру. Это позволит проектировщику более точно оценить возможность прокладки кабеля по указанной трассе и в случае необходимости принять решение о переносе трассы или ее корректировке.

Фото и видеосъемка места установки кросса

Оптический кросс может быть установлен в самых разных местах:

  1. в существующую телекоммуникационную стойку;
  2. в проектируемую телекоммуникационную стойку;
  3. на стену (специальная конструкция кросса);
  4. на уличных конструкциях энергообъекта (специальная конструкция кросса).

Таким образом, без достаточных сведений и фотосъемки места установки кроссового оборудования есть вероятность появления ошибок в проекте. Чтобы этого избежать, место установки кросса должно быть подробно указано на фотографиях или в процессе видеосъемки.

Передача изысканий в проектный отдел

В первую очередь в проектный отдел необходимо передавать линейную часть изысканий, если другого не требует порядок выдачи проектной документации. По линейной части проектировщик сможет объективно оценить объем работы на данном объекте и примерные сроки его выполнения. Пока проектный отдел занимается обработкой линейной части, у изыскателя есть возможность качественно подготовить информацию об узлах связи, задействованных в объекте.

Для ускорения обработки изысканий Вы можете обратиться к нам за помощью. Подробно об этой услуге написано здесь: ускоренная обработка инженерных изысканий.

Дообследование трассы

В случае, если изыскатель недостаточно качественно произвел обследование трассы, часто возникает необходимость в дообследовании проектируемого участка. В противном случае в проектной документации не исключаются серьезные ошибки, которые могут привести к проблемам в строительстве и эксплуатации проектируемого участка.

Мы рекомендуем с самого начала проводить качественный сбор и обработку данных с трассы. Особенно важно быстро обрабатывать получаемые от изыскателя данные, если он еще находится на трассе. Тогда есть возможность быстро сориентировать сотрудника по недостающей информации и обеспечить повторное посещение проблемного участка.